Речевые достижения четырехлетних детей

Пятый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности, делать простые умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними.

Однако помните, что в темпах общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия. В 3 года одни достаточно хорошо владеют речью, а речь других еще далека от совершенства.

На пятом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание как можно лучше познать окружающий мир постепенно вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он уже хорошо понимает, что каждый предмет, действие, которое совершает он сам или кто-то из взрослых, имеют свое название, т.е. обозначаются словом. Отсюда постоянные вопросы: «Что это? Кто это? Как называется? Где? Зачем? Куда? Почему?» и др. Хорошо, если у ребенка возникает много вопросов, значит, он стремиться углублять свои знания. Со временем ребенок научится устанавливать более четкую связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у четырех летних детей еще недостаточно устойчиво внимание и именно поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на данном возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко малыш испытывает трудности из-за относительной бедности словаря, когда например, надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, описать событие, участником которого он был сам. Здесь ребенок часто допускает неточности.

К концу пятого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500-2000 слов. В речи ребенка кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи. Появляются местоимения, наречия, числительные (один, два), прилагательные, указывающие на признаки и качества предметов (холодный, большой, горячий, плохой и т.д.). Ребенок все активнее пользуется так называемыми служебными словами: предлогами и союзами. К концу пятого года он довольно часто будет использовать в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папина пила, мамина шляпа, бабушкина сумка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется обобщающими словами, такими как одежда, обувь, посуда, транспорт и др. Он пока лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это книжка, карандаш, ручка», Иногда ребенок, не зная названия предмета, наоборот, употребляет обобщающие слова: «Я вижу дерево» (а не «Я вижу березку или елку»), «Я видел цветок» (вместо «Я видел ромашку или колокольчик»).

В процессе усвоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и обозначающим его словом.

У ребенка формируется мотивированное отношение к лексике.

Одновременно с обогащением словаря происходит интенсивное усвоение грамматического строя речи. На вопросы взрослых ребенок все чаще отвечает распространенными фразами, состоящими из четырех и более слов. В речи ребенка преобладают простые распространенные предложения, но иногда появляются и сложные. Дети используют однородные члены («За столом сидят Вова и Таня»), существительные и глаголы во множественном числе («Книги лежат на полке»).

Повышенный интерес к звучанию слова поможет ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Четырехлетний ребенок еще долгое время будет допускать грамматические ошибки: неправильно согласовывать слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными), неправильно употреблять падежные окончания (Я говорю «ротОм», «Миша рисует много бабачАк»). Речь все чаще носит ситуативный характер. Небольшие высказывания ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию. Понять смысл этих высказываний без дополнительных вопросов не всегда удается.

В этом возрасте ребенок еще не способен последовательно, логично, связанно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, участником которых был. Он не сможет толково пересказать прочитанную ему сказку. Также у четырехлетнего ребенка не получится самостоятельно описать сюжетную картинку. Он сможет лишь назвать предметы, действующие лица или просто перечислить действия, которые они совершают (пьет, пишет, катаются). Зато, имея достаточно хорошую память, малыш способен запоминать и рассказывать наизусть небольшие по объему стихотворения. После многократного прочтения одной и той же сказки он сумеет почти дословно передать содержание, к сожалению, не всегда понимая смысл слов.