Игры для обогащения словарного запаса

«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!»

Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи

Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором было бы это слово.

Как приглашение к игре ему передается камешек.

Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.

Например, ведущий называет слово «луна» и передает камешек ребенку. Тот отвечает: «Взошла луна на небосклон», — и называет свое слово: «ночь», одновременно передавая камешек по кругу.

Следующий игрок продолжает: «Ночь холодная настала» и т. д.

Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.

«ЖИВОПИСЕЦ»

Игра для развития памяти, внимания и свободы речи

В игре участвуют непосредственно 2 ребенка, остальные остаются зрителями. Один из выбранных назначается живописцем, художником, а другой «заказывает» ему свой портрет.

Заказчик подробно описывает свою внешность, а художник, повернувшись ко всем спиной, рисует по подробному словесному описанию.

«КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»

Игра для изучения и обогащения словарного запаса ребенка

Ребенку показывают два женских портрета (например, из журнала) и спрашивают: «Покажи, кто красивее?»

Затем спрашивают: «Почему?»

Фиксируют признаки, которые ребенок перечисляет в подтверждение своего выбора. После этого предъявляют два мужских портрета и просят оценить их таким же образом.

Ответы удовлетворительны, если ребенок назвал не менее 5 признаков, описывающих изображение с эстетической стороны.

«СОЧИНИ ИСТОРИЮ!»

Игра-упражнение для развития речи и причинно-следственных связей

Покажите ребенку три картинки польского художника Ленгрена, повествующие о жизни профессора Филютека и его любимого песика.

Вы-то, конечно, поняли, что там изображено: встретив важного прохожего с собачкой на поводке, Филютек захотел поддержать достоинство собственного семейства, для чего — по рассеянности или из чувства юмора? — зашел в спортивный магазин, купил скакалку и дал ее конец в зубы песику. Теперь тоже можно гулять с важным видом!

Попросите ребенка расставить карточки по порядку и сочинить рассказ о том, что происходит. Если задание будет выполнено неправильно, обратите внимание ребенка на несуразицы.

»РАСКРАСЬ РАССКАЗ!»

Упражнение для развития свободы устной речи

Обратитесь к ребенку: «Сейчас я прочту тебе рассказ. Все самое главное в нем написано, но рассказано скучно и неинтересно.

Я буду задавать тебе вопрос, а ты своим ответом добавлять разные важные слова, которые сделают рассказ красочнее и интереснее. Сначала просто послушай, а когда я буду читать второй раз, ты будешь мне помогать»

Курица и лисица

(Какая?) курица (где?) гуляла со своими (какими?) цыплятами. Вдруг (откуда?) показалась (какая?) лисица. Она хотела (как?) схватить (какого?) цыпленка. (Какая?) курица увидела (какую?) лисицу. Она (как?) кинулась на нее и (как?) отбила (какого?) цыпленка.

Чем разнообразнее слова подберет малыш, тем интереснее. Вы можете изменить и вопросы, а содержание рассказа при помощи определений свести к противоположному.

«СЛОВО ЗА СЛОВО…»

Игра для развития воображения и речевой реакции

Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций», заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы.

Играть можно и группой, вдвоем.

Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка».

Следующий участник произносит: «Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово: «Молоко».

Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: «На табуретке было разлито молоко» и т. д.

Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.

Однако если Ваш ребенок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!